- Чудотворец, покровитель, Санта-Клаус
- Исторические события
- Восток и Запад
- Реставрация и детали
© РИА Новости / Алексей Филиппов В Третьяковской галерее открылась выставка «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII-ХХ веков». В экспозиции — версии чудотворных образов Николы Зарайского и Великорецкого, реплики с деревянной статуи Николы Можайского. Часть произведений отреставрировали, некоторые показывают впервые. О том, как житие святителя связано с иконографией и что такое «русские чудеса», — в материале РИА Новости.
Чудотворец, покровитель, Санта-Клаус
Николай Чудотворец — один из самых почитаемых святых в христианстве. Но известен он во всем мире: на Востоке его считают покровителем путешествующих, заключенных и сирот, а на Западе — детей.Кроме того, святой Николай — прообраз Санта-Клауса. Согласно сюжету из жития, он даровал приданое трем дочерям разорившегося богача. Отсюда традиция рождественских презентов. © РИА Новости / Алексей ФилипповВ христианском мире образ Николая Чудотворца (Мирликийского) часто путают с Николаем Пинарским (Сионским) из-за схожих жизнеописаний. Это часто отражалось в иконографии.Николай творил чудеса в IV веке, но его житие составили лишь четыре столетия спустя. Поэтому оно представляет собой, по сути, компиляцию нескольких биографий.Не всегда ясно, где речь идет именно о Николае Угоднике, а где — о другом святом с таким же именем. Оба — архиепископы родом из Ликии и почитаемые чудотворцы. © РИА Новости / Алексей Филиппов
Исторические события
Фрагменты жизнеописания и чудес Николая изображали на иконах, примеры тому есть в экспозиции.Так, известно, что сразу после смерти тело святителя замироточило. Чтобы поклониться ему, паломники потянулись в Миры Ликийские (современный Демре). В VI веке Николая почитали уже в Константинополе. А после того как в 1087-м итальянцы похитили мощи чудотворца, верующие устремились в город Бари. © РИА Новости / Алексей ФилипповЭтот сюжет встречается в иконографии. В русских памятниках с конца XIV века часто изображается перенесение мощей святителя в Италию, в честь этого даже установили особый праздник.
"Исследования показали, что он жил примерно в IV веке, соблюдал аскезу, — говорит куратор выставки Светлана Татарченко. — У нас нет прижизненных портретов святого Николая, но по описанию можно предположить: речь идет об определенном человеке IV столетия".
На наших иконах нередко писали «русские» чудеса: например, спасение утонувшего в Днепре младенца, которого взмолившиеся Николе родители нашли целым и невредимым в соборе. © РИА Новости / Алексей Филиппов
Восток и Запад
Первые фрески с Николаем Чудотворцем появились еще в V веке. Древнейшие из сохранившихся датируются VIII столетием.Как предполагают, прототипом всех русских икон святителя стал образ, привезенный князем Владимиром из Константинополя или из Корсуня. Хранился он в киевской церкви Богоматери, построенной в 996 году. © РИА Новости / Алексей Филиппов
"Иконография пришла почти в готовом виде из Византии, но, если говорить о Николе Можайском с мечом и Николае Зарайском с Евангелием, то похожие образы встречались на Западе, — рассказывает Татарченко. — Например, в Италии — с Евангелием и посохом".
В русской (Зарайской) версии чудотворец запечатлен в полный рост в епископском облачении. Правой рукой он благословляет, а в левой держит Евангелие: это подчеркивает его прославление как архиерея, наделенного особой духовной силой.Упрощенный рисунок, несколько приземистая фигура Николая, одежда с драгоценными камнями, яркая цветовая гамма — детали свидетельствуют, что автор, написавший икону, связан с народной средой. © РИА Новости / Алексей ФилипповПочитаемая можайская святыня — деревянная статуя святого XIV века. В левой руке у Николая — город или храм, в правой — меч, который прежде всего символизирует оружие духовной битвы. Кроме того, в Можайске существовало предание, что чудотворец явился на защиту осажденного города и спас жителей от неприятеля.В Третьяковке показаны несколько версий этого образа разных лет.
Реставрация и детали
© РИА Новости / Алексей Филиппов
"Иконы приходят в музей черными: уже через 50 лет лаковое покрытие темнеет и добавляется копоть. А через три века практически невозможно идентифицировать изображение", — отмечает Татарченко.
Чтобы с этим разобраться, реставраторы аккуратно счищают слой за слоем. Иконы могут быть «обновленными»: под слоем XVIII века обычно скрыта более древняя версия. Если образ был особо почитаемым, его переписывали, добавляли краски и детали. © РИА Новости / Алексей Филиппов
"Иногда видно подражание древнерусской живописи, при этом заметно влияние авангарда или барокко в зависимости от того, когда проводили работы", — поясняет куратор.
На выставке представлены барочные примеры иконописи (это можно определить по расшитым шелком одеждам с цветами) и даже версии с элементами модерна. Стилистика прослеживается в мелких нюансах — вплоть до позы святого.
Посетители на выставке "Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII-ХХ веков" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве
© РИА Новости / Алексей Филиппов
Посетительница на выставке "Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII-ХХ веков" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве
© РИА Новости / Алексей Филиппов
Посетители на выставке "Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII-ХХ веков" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве
© РИА Новости / Алексей Филиппов
Посетительница на выставке "Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII-ХХ веков" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве
© РИА Новости / Алексей Филиппов
"У нас есть икона из трех сюжетов жизнеописания святого Николая, — отмечает куратор Елена Саенкова. — Развевающиеся одежды, массивные ткани, тяжелые драпировки и прорисовка архитектуры отсылают к западной традиции. Впрочем, это не влияло на концепцию или восприятие образа".
Экспозиция в Лаврушинском переулке показывает, как на протяжении семи веков менялась стилистика икон, посвященных Николаю Чудотворцу, от истинно средневековой до барочной и авангардной.Выставка продлится до 28 августа.
Источник: ria.ru