- Грязная рубашка Ларионова
- Культурные связи Серова
- Женщины в искусстве
© РИА Новости / Сергей Пятаков В Третьяковской галерее открылась выставка «Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022». Восстановленные шедевры Серова, Ге, Нестерова, Ларионова давно не показывали публике. За десять лет профессионалы музея спасли несколько тысяч работ и разместили их в шести залах ГТГ. О том, как стирали рубашку Ларионова, кто поддержал Врубеля и что предпочитали рисовать женщины, — в материале РИА Новости.
Грязная рубашка Ларионова
Одна из самых любопытных работ кисти Ларионова 1915 года (всего в экспозиции их около 160) выставлена в зале смешанных техник: изображение Натальи Гончаровой — своеобразный парадный портрет эпохи футуризма.Художница запечатлена в момент парижского триумфа: тогда она оформила для Дягилева балет «Золотой петушок» и мгновенно стала звездой. © РИА Новости / Сергей ПятаковПо сути, это даже не картина, а hand-made панно или коллаж: Ларионов решил, что можно обойтись без холста, а историю нужно «делать» в прямом смысле. Поэтому собственноручно наклеил куски подлинных дягилевских афиш на фон, добавил фрагменты обоев, наждачную бумагу, опилки из мастерской — и дополнил тканью.На место, где предполагалось изобразить одежду Гончаровой, мастер прикрепил кусок собственной рубашки. Это выглядит совершенно естественно. © РИА Новости / Сергей Пятаков
"Рубашку Ларионова больше ста лет не стирали, она потемнела, а из-за поврежденного стекла пожухли обои и почернели афиши, — отмечает куратор Инна Соловова. — Беспрецедентный случай реставрации: нам пришлось работать на авторской основе, мы не могли отделить, "снять" оригинальные материалы. Восстанавливали на месте".
Финальный аккорд — настоящие волосы Гончаровой: Ларионов срезал прядь и прикрепил к холсту. Удивительно, что за век она не поменяла цвет, и теперь стала реликвией.
"Благодаря этому мы знаем, что Гончарова в жизни была яркой шатенкой", — уточняет куратор.
Есть и загадка: по одной теории, в правом верхнем углу работы Ларионов нарисовал автопортрет, но потом закрасил его. Если это так, то весьма символично, ведь Гончарова писала в дневниках: «Мы встретились и никогда больше не расставались». © РИА Новости / Сергей ПятаковПо словам кураторов, обнаружить, есть ли там автопортрет, сейчас невозможно. Так что тайну предстоит разгадать будущим искусствоведам.
Культурные связи Серова
Работа, которую не удалось показать на недавней выставке Серова, — портрет Владимира фон Мекка, написанный в 1901 году.Фон Мекк — человек, который купил картину «Демон поверженный» Врубеля после того, как ее отказался приобретать совет Третьяковской галереи в лице Серова и Остроухова. © РИА Новости / Сергей ПятаковВладимир увлекался искусством, брал уроки рисования у Серова, коллекционировал картины. Именно он посоветовал своему дяде Николаю, отвечавшему за строительство Казанского вокзала, взять Щусева на должность архитектора.Символично, что незадолго до этого Щусев закончил работу над Марфо-Мариинской обителью. Ее патроном была великая княгиня Елизавета Федоровна, у которой Владимир фон Мекк служил секретарем.Серов первым из русских художников стал позиционировать карандашный рисунок не как простой набросок, а как самостоятельное произведение.
Посетительница на выставке "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022" в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Слева — работа неизвестного гравера "Готовое платье из магазинов Лувра" (1866 год)
© РИА Новости / Сергей Пятаков
Посетительницы на выставке "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022" в Государственной Третьяковской галерее в Москве
© РИА Новости / Сергей Пятаков
Картина художника Алексея Щусева "Проект Царского павильона Казанского вокзала в Москве" (1913-1914 годы) на выставке "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022" в Государственной Третьяковской галерее в Москве
© РИА Новости / Сергей Пятаков
Посетительница на выставке "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022" в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Слева — работа неизвестного гравера "Готовое платье из магазинов Лувра" (1866 год)
© РИА Новости / Сергей Пятаков
Посетительницы на выставке "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022" в Государственной Третьяковской галерее в Москве
© РИА Новости / Сергей Пятаков
Картина художника Алексея Щусева "Проект Царского павильона Казанского вокзала в Москве" (1913-1914 годы) на выставке "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022" в Государственной Третьяковской галерее в Москве
© РИА Новости / Сергей ПятаковНа выставке можно сравнить интерпретации одних и тех же сюжетов.
"Когда говоришь "Демон", сразу возникает образ, написанный Врубелем, — говорит куратор Елизавета Горелышева. — Он прочувствовал этого героя более трагично, чем другие мастера".
Есть мнение, что Врубель полностью закрыл тему: немногие обращались к этому сюжету после него. Поэтому особенно интересно сравнить работы художников и понять эволюцию образа от Михаила Зичи и его иллюстрации к поэме Лермонтова до «Демона и Тамары» Валентина Серова. © РИА Новости / Сергей Пятаков
Женщины в искусстве
Женщины занимались графикой наравне с мужчинами. Пожалуй, самая видная во всех смыслах работа на выставке — «Портрет неизвестной» Фредерики О`Коннель в массивной золотой раме. © РИА Новости / Сергей ПятаковНа картине 1873 года, выполненной в технике пастели, изображена дама в голубом. Художница ирландского происхождения долгое время жила в России, а среди ее работ много парадных и салонных портретов.
"Нам важно было выставить это произведение в экспозиции, чтобы показать эволюцию портретного жанра, — поясняет Горелышева. — Само по себе стекло картины зеленоватое, оно придает изображению особую магию, необычный оттенок".
В конце XIX — начале XX века графика стала одним из видов русского изобразительного искусства — из-за желания экспериментировать, тем более материалы были недорогие. Выставка в Третьяковке интересна и тем, что показывает разные эпохи, они как бы знакомятся друг с другом.
Посетительница возле картины художника Павла Шмарова "Отход поезда" (конец 1910-х) на выставке "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022" в Третьяковской галерее в Москве
© РИА Новости / Сергей Пятаков
Посетители на выставке "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022" в Третьяковской галерее в Москве
© РИА Новости / Сергей Пятаков
Посетительница на выставке "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022" в Третьяковской галерее в Москве. Слева — картина неизвестного художника XX века "Седобородый индус" (середина ХХ века)
© РИА Новости / Сергей Пятаков
Посетительница возле картины художника Павла Шмарова "Отход поезда" (конец 1910-х) на выставке "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022" в Третьяковской галерее в Москве
© РИА Новости / Сергей Пятаков
Посетители на выставке "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022" в Третьяковской галерее в Москве
© РИА Новости / Сергей Пятаков
Посетительница на выставке "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022" в Третьяковской галерее в Москве. Слева — картина неизвестного художника XX века "Седобородый индус" (середина ХХ века)
© РИА Новости / Сергей ПятаковНапример, карандашные работы Рейхеля, Кустодиева и Шемякина соседствуют друг с другом — они из периода с 1817-го по 1902-й.Зритель видит, как меняется отношение художника к карандашу: от аккуратных линий Карла Рейхеля до широких и свободных штрихов Шемякина.
Слева направо — посетительница возле картин художницы Зинаиды Серебряковой "Молодуха" (1909 год), "Зеленя осенью" (1908 год) и "Портрет студента" (1909 год) на выставке "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022" в Третьяковской галерее
© РИА Новости / Сергей Пятаков
Справа — гравюра художника Андрея Пищалкина "Богоматерь" (1836 год) на выставке "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022" в Третьяковской галерее в Москве
© РИА Новости / Сергей Пятаков
Посетитель на выставке "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022" в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Справа — картина художника Николая Ярошенко "Портрет Е. Ф. Мартыновой" (1878 год)
© РИА Новости / Сергей Пятаков
Слева направо — посетительница возле картин художницы Зинаиды Серебряковой "Молодуха" (1909 год), "Зеленя осенью" (1908 год) и "Портрет студента" (1909 год) на выставке "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022" в Третьяковской галерее
© РИА Новости / Сергей Пятаков
Справа — гравюра художника Андрея Пищалкина "Богоматерь" (1836 год) на выставке "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022" в Третьяковской галерее в Москве
© РИА Новости / Сергей Пятаков
Посетитель на выставке "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022" в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Справа — картина художника Николая Ярошенко "Портрет Е. Ф. Мартыновой" (1878 год)
© РИА Новости / Сергей ПятаковИногда не сразу понимаешь, что перед тобой карандашный рисунок, изображения напоминают и фотографии, и живописные произведения. И это символично: представленные в экспозиции работы погружают в мир грез, видений и фантазий.Выставка «Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022» открыта по 13 ноября.
Источник: ria.ru